Михаил Васильевич Посохин

архитектор

1910-1989

Посохин. Официальный сайт Посохинских двориков

Михаил Васильевич Посохин родился 13 декабря 1910 года в городе Томске. Родители, Василий Михайлович и Мария Александровна, принадлежали к числу образованных мещан. Отец работал в типографии, мать — в библиотеке. После окончания средней школы, стал рабочим на крупнейшей сибирской стройке тех лет — строительстве Кузнецкого металлургического комбината. Там же, без отрыва от производства, Посохин окончил учебный комбинат и получил диплом гражданского инженера. Однако с детства он имел явное призвание к искусству. Еще подростком, по собственной инициативе, посещал студию живописи, одно время работал декоратором в театре и даже в бытность рабочим, умудрялся регулярно рисовать, упорно совершенствуя свое мастерство.

С юных лет Посохина привлекала архитектура. Это самое синтетическое из искусств более всего отвечало его природным склонностям.

В 1935 году Посохин переезжает в Москву и начинает работать в мастерской академика Щусева. Там состоялось знакомство, перешедшее в многолетнюю творческую дружбу, с Ашотом Мндоянцем. По воспоминаниям Михаила Посохина-младшего, даже спустя много лет после знакомства два архитектора «работали целый день в мастерской, потом вместе шли с работы, продолжая обсуждать новые идеи по дороге, чаще всего приходили к нам, ужинали, пили чай, а потом на освободившемся столе, а зачастую и на полу раскладывали кальки и бумагу и продолжали работать, искать, обсуждать, эскизировать».

В 1938 году Посохин оканчивает экстерном Московский архитектурный институт. Удачное сочетание инженерного и архитектурного образования, как нельзя лучше отвечающее характерному для Посохина слиянию художественного и конструктивного начал в архитектуре, а также практический опыт помогли ему стать знаменитым зодчим, способным не только комплексно решать творческие задачи, но и прокладывать новые пути развития архитектуры.

В предвоенные годы получили резонанс его успехи в конкурсах на проекты театра в Комсомольске и аэровокзала в Москве. После начала войны был прикомандирован к роте инженерной разведки МПВО, которая занималась возведением маскировочных конструкций и оперативным восстановлением разрушенных зданий.

К 1943 году относится первая самостоятельная работа. В это время Посохину и Мндоянцу поручили перестройку здания бывшего Александровского училища на улице Фрунзе (ныне улица Знаменка), в котором должен был разместиться Генштаб РККА. Работа над первым самостоятельным проектом завершилась в 1946 году. Здание получило типичные черты нового стиля сталинский ампир.

В 1946 году Посохин уже возглавлял одну из архитектурных мастерских Моссовета. В 1948 году он был одним из авторов проектов первых высотных зданий столицы. Выполненный им совместно с Мндоянцем конкурсный проект высотного жилого дома на площади Восстания (ныне Кудринская площадь) удостоился Государственной премии СССР. Это здание по праву считается одним из лучших «высоток» Москвы.

Наступает время индустриализации в советской архитектуре. Посохин разрабатывает проект квартала четырехэтажных каркасно панельных жилых домов на Хорошевском шоссе. По существу, это было первой в нашей архитектурно строительной практике попыткой комплексной застройки панельными зданиями. Следующий этап творческого поиска в этом направлении — возведение каркасно панельных шести десятиэтажных домов на улице Куусинена. Эти первые многоэтажные здания из сборного железобетона для своего времени имели новаторский характер и были заметным этапом на пути развития индустриального домостроения.

Многие из произведений архитектора Посохина стали определенными вехами на пути развития советской архитектуры. В этой связи следует, прежде всего, назвать самое значительное общественное сооружение — Кремлевский Дворец съездов. На проект Дворца в 1959 году состоялся закрытый конкурс. В результате был принят проект, разработанный под руководством Михаила Васильевича Посохина. За этот проект он был удостоен Ленинской премии.

В 1960 году Посохин становится главным архитектором Москвы, а вскоре одновременно и начальником Главного архитектурно планировочного управления города. В дальнейшем на базе структуры ГлавАПУ был создан Комитет по градостроительству и архитектуре. Так что Михаил Васильевич Посохин был одним из создателей Москомархитектуры.

Под руководством М. В. Посохина был разработан и утверждён в 1971 году новый Генеральный план развития Москвы. Это была колоссальная творческая работа, потребовавшая полной самоотдачи и высочайшего профессионализма.

Особенно продуктивными стали для Посохина 1960–1970-е годы. Характерная для него творческая активность проявляется в этот период с большой силой. В начале 1960-х годов он приступил к таким уникальным работам, как застройка проспекта Калинина (улица Новый Арбат) и курорта Пицунда. Обе они были для своего времени новаторскими.

Строительство проспекта — первое после войны преобразование обширного района в пределах Садового кольца. Оно ознаменовало переход к принципиально новому этапу реконструкции столицы — формированию крупных ансамблей на главных направлениях общегородского центра, положив начало созданию развитой полицентрической градостроительной системы.

Посохин возводил здания и за рубежом. Внимание мировой общественности привлекли павильоны СССР на «ЭКСПО 67» в Монреале и «ЭКСПО 70» в Осаке. Он также проектирует комплекс зданий посольств СССР в Бразилии и США.

В 1960–1970 годах творческий багаж мастера пополняется рядом проектов крупных общественных сооружений. Среди них проекты Института технической эстетики, Дома знаний, Дома мира и дружбы, информационно коммерческого центра Минприбора и другие.

В этот период Посохин по прежнему уделяет большое внимание конкурсам. Он участвует в конкурсах на проекты панорамы «Бородинская битва», монумента в честь запуска первого искусственного спутника Земли, павильона СССР на Международной выставке 1964 года в Нью Йорке, здания ратуши в Амстердаме, Центра современного искусства в Париже, Центрального музея В. И. Ленина в Москве. В 1978 году Посохин избирается Почетным членом Американского института архитекторов.

Как главный архитектор города Михаил Васильевич много сил вложил в общую подготовку столицы к Олимпиаде 80. Сам он непосредственно участвовал в создании наиболее значительного олимпийского объекта — грандиозного спортивного комплекса в районе проспекта Мира.

Михаил Васильевич Посохин увлекался также рисунком и живописью. Хорошо владея разнообразными графическими средствами, он создал галерею интересных рисунков и акварелей. Это наброски в путевых альбомах, всегда сопровождающих его в поездках по стране и за рубежом. Уверенными, быстрыми штрихами они передают живое впечатление от виденного и убедительно воссоздают неповторимый облик старых русских городов, памятников отечественного и мирового зодчества.

Логичным продолжением творчества Посохина была его педагогическая деятельность и выступления в печати. В течение ряда лет он вел архитектурное проектирование в Московском архитектурном институте, а в Академии художеств открыл факультет архитектуры.

Работая над очередной архитектурной темой, Посохин стремился теоретически осмыслить связанные с ней задачи, обобщить свой конкретный опыт и познакомить с ним широкую общественность. Этот постоянный критический анализ сделанного является неотъемлемой частью его творческого метода. Обобщающим трудом, в котором мастер наиболее полно излагает свое творческое кредо, является книга «Город для человека». Красной нитью в книге проходит мысль о многогранности понятия архитектуры, о том, что нет «искусства, в большей степени объединяющего успехи многих отраслей знаний, чем архитектура».

М. В. Посохин был известнейший российским архитектором, чей талант и огромная работоспособность соединялись с активной жизненной позицией. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР 6–9 созывов, был действительным членом АХ СССР, лауреатом Ленинской, Сталинской и государственных премий СССР, Народным архитектором СССР. Именем выдающегося архитектора назван проектный институт в Москве.

Михаил Васильевич Посохин умер 22 января 1989 года.


Материал подготовлен на основе: mos.ru и других свободных источников